Iordanova_j

вторник, 21 марта 2017 г.

Архитектура Днепра. Дом Непокойчицкого

Впервые попав в Днепр 2 года назад, я поразилась огромному количеству старинных исторических зданий! Эти восхитительные башенки, купола, барельефы, окна, арки!! Пожалуй, единственное, что спасало и вдохновляло меня в те страшные дни - живое любопытство к созерцанию архитектуры старого города и изучение загадочных и мистических историй старинных зданий. К сожалению, большинство из них в плачевном состоянии. Давайте хранить историю! Это же наше наследие, наша душа.

Одно из моих любимых зданий - дом горного инженера, члена Городской управы, Евгения Павловича Непокойчицкого. Двухэтажный особняк в стиле модерн, построенный в 1913-м году, находится на углу улиц Шевченко и Гоголя.



Дом Непокойчицкого уникален тем, что в нем соединились очень интересная архитектура, единственные в своем роде скульптурные барельефы на стенах здания и судьба владельца дома.

«Это северный модерн, или это еще называется английский модерн, который имеет в себя минимум декоративных элементов, но имеет характерные черты модерна — это нестандартной формы окна — шестиугольные, это использование бетона — это лестница и вход со стороны Гоголя. Такие вот струящиеся плавные формы, которые есть в природе. Модерн копировал эти формы природные: не прямые, а плавные, изогнутые линии, ну и использование новых материалов — это вот бетон», — говорит краевед Антон Мухин.



Уникальные факты об истории и облике этого здания рассказывает кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН:

 «Особняк Непокойчицкого – выдающийся памятник екатеринославской архитектуры начала XX века. Это здание занимает особое место в истории развития городской архитектурной традиции.

Во-первых, как яркий образец местных вариаций стиля модерн.

Во-вторых, как одно из немногих зданий, где архитектура соединена со скульптурой в единое гармоническое целое.

Структура здания, его объем и пропорции довольно нетипичны для Екатеринослава. Это один из самых крупных особняков «золотого века» города, который ассоциируется с «индустриальным бумом» и бурным развитием горнодобывающей и металлургической промышленности в Приднепровье.

Здание интересно, прежде всего, личностью своего владельца, забытого крупного предпринимателя и деятеля органов городского самоуправления Екатеринослава.






Евгений Павлович Непокойчицкий - гласный Городской Думы Екатеринослава (1913–1917 гг.). Член Финансовой Комиссии и заместитель главы Комиссии общих вопросов Городской Думы. Инженер. Точные даты его рождения и смерти пока неизвестны. Портрет хозяина дома я тоже не смогла найти на просторах интернета, к сожалению.


 Е.П. Непокойчицкий был одним из самых уважаемых и активных деятелей екатеринославского городского управления 1910-х годов. В августе 1914 года был избран одним из двух представителей от Городской Думы на Съезд представителей городов в Москве в 1914 году.

 Как свидетельствуют протоколы заседаний городской Думы, принимал активное участие в обсуждении основных хозяйственных вопросов: водопровод, освещение и т.д. В 1914–1915 годах Е.П. Непокойчицкий вместе с бывшим городским головой И.Я. Эзау были избраны уполномоченными для переговоров с управлением Мерефо-Херсонской железной дороги для возведения её объектов в границах города Екатеринослава.

Тогда же началось строительство Мерефо-Херсонского моста (окончен только в 1932 г.), обсуждены вопросы прокладки съездов с моста, и был поднят вопрос о строительстве вокзала (современного Южного).

31 января 1915 г., во время визита в город императора Николая II, Е.П. Непокойчицкий был среди избранных представителей городской Думы для встречи императора на железнодорожном вокзале. Дальнейшая судьба его остается неизвестной.

Вполне естественно, что такая персона, как Е.П. Непокойчицкий, вполне мог себе позволить выстроить один из самых роскошных особняков Екатеринослава. Дата сооружения особняка определяется примерно как 1913 год – когда в справочных изданиях города он называется местом жительства Е.П. Непокойчицкого.


Автор проекта особняка Непокойчицкого пока остается неизвестен. Особняк поставлен на пересеченной местности, фланкирует важный в градостроительном отношении угол улиц Гоголевской (в дальнейшем Гоголя) и Полицейской (ныне Шевченко).

Здание сумело стать важным архитектурным акцентом этого района города. Со стороны улицы Гоголя фасад имеет два этажа, со стороны Шевченко – мощный цоколь превращается в третий этаж уже со стороны дворового фасада. Угловую часть здания акцентирует пятиугольный в плане эркерный выступ, с балконом на первом этаже и мощное башнеобразное завершение.

Эркерный балкон следует отметить особо – это излюбленный прием архитектуры начала XX века, но в Екатеринославе сохранившиеся образцы можно перечесть по пальцам.  В особняке же Непокойчицкого обрамление балкона в стиле модерн выполнено не с помощью кованой решетки, а из бетона, и имеет вычурный изысканный рисунок.

 Башнеобразное завершение особняка Непокойчицкого состоит из беседки, шпиля и балкона с утраченной ныне решеткой. Башня особняка Непокойчицкого была изначально рассчитана на формирование панорамы улицы Полицейской (ныне Шевченко) со стороны верхних нагорных кварталов. В этой панораме и тогда, и сейчас выделяются два акцента – особняк Непокойчицкого и Троицкий собор в самом завершении улицы.

 В особняке Непокойчицкого декор фасадов имеет четко продуманный характер, представляет собой единую смысловую композицию, обусловленную, вне всякого сомнения, профессиональными интересами заказчика.

Всего на трех фасадах дома размещены 15 скульптурных барельефов (шесть – по Гоголевской улице, семь – по улице Полицейской (ныне Шевченко) и еще два – на дворовом фасаде). Из них четыре барельефа повторены еще один раз на разных фасадах. Все барельефы отражают тему горной инженерии и выработок полезных ископаемых.




 Часть барельефов выполнена в реалистической, часть - в характерной для модерна экспрессивной манере. Здесь мы видим сцены работ в шахте, а также несколько аллегорических фигур обнаженных рабочих в процессе добычи полезных ископаемых.



 К сожалению, авторство барельефов пока остается неизвестным. Несмотря на сильно ухудшающееся состояние особняка Непокойчицкого, барельефы пока довольно неплохо сохранились.



За исключением одного, самого большого, находящегося над главным входом в здание со стороны улицы Шевченко. По какой-то злой иронии судьбы, этот барельеф сильно пострадал и сохранился примерно наполовину. Он изображал двух рабочих, державших картуш с двумя скрещенными молотками – эмблемой горного дела.


 Главная жемчужина особняка Непокойчицкого, конечно же, скрыта внутри двора – это лестница, ставшая уже популярным местом не только историков и краеведов, но и экскурсионных групп. Это единственное в своем роде сооружение в архитектуре Екатеринослава.




Уникальная лестница, выполненная в стиле модерн из железобетона, состоит из двух ярусов. Верхний ярус из одного марша, затем нижний ярус из двух маршей полукруглой формы. Акцентирует лестницу изысканное ограждение, в виде кривых линий, и небольшие пилоны ограждения с декоративными вазонами самого изысканного рисунка.






 Удручающе выглядит внутренний дворик. От бывшего роскошного сада осталось лишь несколько деревьев и пустая клумба. Парадная лестница – в откровенно аварийном состоянии. И сейчас в этом доме расположен еще и частный детский сад...

Сегодня сохранился лишь один (!) вазон, одиноко возвышающийся в самом дальнем краю лестницы. К сожалению, послереволюционная эпоха не пощадила как владельца особняка, так и его усадьбу. Сейчас дом, некогда представлявший собой единое целое и имевший интересные интерьеры, разделен на отдельные квартиры.



В целом, особняк Непокойчицкого является прекрасным образцом архитектуры модерна в Екатеринославе начала XX века, и может представлять значительный интерес не только для историков-краеведов, но и для широких масс горожан и туристов», - убежден Максим Кавун.

Как человек, чувствующий тонкие миры, могу сказать, что энергетика у места мертвая, как на кладбище. Немного жутковато.

Кстати, рекомендую отслеживать экскурсии по подобным архитектурным местам Днепра.


За мои фото благодарность Андрею Галяшинскому


По материалам:
http://web.gorod.dp.ua,
 http://dv-gazeta.info/,
http://www.shukach.com,
http://oldcity.dp.ua,
http://dneprnews.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий